Реформистский иудаизм

Реформистский иудаизм
   одно из направлений иудаизма, возникшее в Германии в нач. 19 в. На его становление оказали влияние, с одной стороны, идеи европ. Просвещения, главным проводником крых в еврейской среде был философ Моисей Мендельсон, а с др. стороны, радикальные соц.-политич. перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон в конце 18 в., стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в темных городских гетто, перевел Библию на совр. немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европ. культуры. Хотя он лично полагал, что иудаизм как боговдохновенная религия включает в себя и обрядовую сторону, среди его духовных последователей формируется доктрина реформизма, сущность к-рой состоит в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является исторически преходящим фактором, не отражающим подлинный дух религии. Логически из этого следовала необходимость радикального реформирования иудейского культа.
   Эти идеи начали реализовываться в период оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там франц. либеральных порядков. Один из первых идеологов реформизма, Израиль Якобсон в 1808 основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с богословием преподавались и светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на древнееврейском, а на нем. языке. Несмотря на противодействие консервативно настроенных еврейских лидеров, обращавшихся даже за содействием к светским властям, продолжатель дела Якобсона Э. Клей основал в 1818 в Гамбурге реформистскую синагогу Темпль (Храм). Наряду с введением богослужения на нем. языке и аккомпанементом на органе из текстов молитв были выпущены упоминания о пришествии Мессии (Спасителя), являющемся коренным принципом иудаизма. С появлением раввинов, получивших университетское образование, кол-во сторонников реформизма резко увеличилось. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810–1874), глава еврейской общины г. Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, а евреи не являются единым народом.
   Учение реформизма нашло выражение в декларации общества сторонников движения, принятой во Франкфуртена-Майне в 1842:
   «Мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного дальнейшего развития;
   Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения;
   Мессии, который бы вернул евреев в Палестину, мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому принадлежим по рождению и по гражданству».
   Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: практически вся служба велась на нем. языке, было отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение ритуального облачения (талеса), во всех религ. вопросах женщина была уравнена с мужчинами. Хотя реформизм нашел своих последователей и в др. европ. странах, гораздо больших успехов он добился в США, особенно когда туда прибыли его идеологи из Германии. Один из них, И.М. Вайз, основал в 1875 в Цинциннати (штат Огайо) Раввинскую семинарию, - «Колледж Еврейского Союза» для подготовки англоязычных раввинов реформистского толка. Сегодня это - крупнейшее в мире раввинское учебное заведение с отделениями в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Иерусалиме. В 1885 в т. наз. Питтсбургской платформе реформистами было подтверждено их главное положение о том, что евреи не народ, а религ. община. Отсюда следовало, что основное для верующего приверженца реформы это соблюдение этического закона: «Люби ближнего как самого себя». Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Хотя в дальнейшем столь крайняя позиция была смягчена, все же именно среди реформистских лидеров политич. сионизм встретил самых активных оппонентов. Об успехе реформистов в США свидетельствует тот факт, что к 1881 из 200 общин страны только 12 принадлежали к ортодоксальным. Положение изменилось только после массовой эмиграции евреев из Вост. Европы в кон. 19 нач. 20 в. Однако и в наше время под влиянием реформизма в США находятся ок. 1 млн чел. и 800 синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в смешанных бракосочетаниях, религ. развод необязателен, имеются женщины-раввины. Принадлежность к еврейству у реформистов определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм, в частн. для мужчин не требуется даже совершения обряда обрезания.
   В пределах Российской империи в 1846 была предпринята попытка основать реформистскую хоральную синагогу в Одессе. Во вт. пол. 19 в. движение реформистов активизировалось, среди его идеологов можно отметить публицистов и писателей М. JT. Лилиенблюма, Л. Гордона и знаменитого впоследствии историка С. Дубнова. В 1901 создатель языка «эсперанто» Заменгоф опубликовал на русском языке работу «О гилелизме», где утверждал необходимость преобразования иудаизма в чистый идеологический монотеизм, считая ритуалы и обряды традицией, а не религ. законами. Аналогичную попытку предпринял и первый переводчик Талмуда на русский язык Н.А. Переферкович. Однако в предреволюционной России отход политически активной части еврейско-русской интеллигенции от религии в социалистическое и национальное движения лишил реформизм к.-л. шансов на успех.
   В.Л. Вихнович

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Реформистский иудаизм" в других словарях:

  • Реформистский иудаизм — Иудаизм основные понятия       …   Википедия

  • Реформистский иудаизм — (Reform Judaism), термин, применяемый в Великобритании к движению, основанному в Германии Захарией Фрэнкелем (1801 75), в кач ве реакции на отсутствие строгого соблюдения законов в либеральном иудаизме. Фрэнкель подверг сомнению полноту… …   Народы и культуры

  • Иудаизм в Великобритании — Иудаизм основные понятия       …   Википедия

  • Иудаизм в Германии — Иудаизм основные понятия       …   Википедия

  • Иудаизм реформистский — Прогрессивный иудаизм  движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй… …   Википедия

  • Иудаизм и гомосексуальность — Миньян. Иудаистская ЛГБТ община во время праздника Ханукка. Тема гомосексуальности в иудаизме восходит к библейской книге Левит, кот …   Википедия

  • Иудаизм — Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, футляр для этрога, кружка для омовения рук …   Википедия

  • Иудаизм в Нидерландах — Часть серии статей об Истории еврейского народа       Хроно …   Википедия

  • ИУДАИЗМ — религия еврейского народа. Слово иудаизм происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова Иуда (Йехуда),… …   Энциклопедия Кольера

  • ИУДАИЗМ — национальная религия евреев; первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно семитской, а также египетской и шумеро аккадской мифологией, зороастризмом и позднее гностицизмом. В истории И.… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»